О нарушениях зрения

О нарушениях зрения

Вопрос: Может ли ребенок с нарушением зрения обучаться в любой школе?

Ответ: Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок может обучаться в любой школе по адаптированной программе, если он прикреплен к этой школе территориально. Родителям необходимо получить заключение ПМПК, где будет прописано, что ребенок может учиться в образовательном учреждении при создании для него там определенных образовательный условий: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, сопровождение ребенка тифлопедагогами, тифлопсихологами. Также должны быть созданы специальные коррекционные занятия: по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, лечебная физкультура, ритмика и т.д.

 

Вопрос: Как научить ребенка обследованию предметов?

Ответ: При знакомстве ребенка с новым предметом важно соблюдать алгоритм последовательности формирования у детей с нарушением зрения правильного представления о предметах окружающей действительности. При первом ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира педагогу следует учить детей очень подробно рассматривать предъявленные объекты, исследовать их. При этом необходимо стимулировать детей к активному использованию всех сохранных анализаторов, обогащая чувственный опыт каждого ребенка знаниями о форме, величине, фактуре, расположении предмета в пространстве. Показывая способ изображения предмета, педагог создает у ребенка представление о возможности нарисовать увиденное. Наиболее эффективный прием — совместные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. При обследовании предметов необходимо придерживаться следующих правил.

1. От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не соприкасается постоянно.

2. От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности). В некоторых случаях следует исключить излишние детали, способные затруднить начальное восприятие объекта.

 

Вопрос: Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе? Нужно ли ему дома учить шрифт Брайля?

Ответ: Многие родители считают, что будет лучше, если ребенок придет в школу, уже умея читать и писать. Не нужно этого делать. И читать, и писать ребенок научится в школе. Правильнее будет обращать внимание на физическое развитие ребенка, развитие его двигательной сферы. С самого раннего возраста нужно учить малыша правильно ходить, бегать, делать зарядку, бросать и ловить мяч. Не менее важным является сформированность навыков самообслуживания: умение пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно кушать и т.п. Обязательно заниматься развитием речи: читать сказки и пересказывать их, разучивать стихи, песни, пословицы. Знакомить с окружающими его предметами, расширяя кругозор. Игрушки, различные предметы ребенок должен ощупывать руками, и называть каждую часть. Развивать ориентировку в пространстве, используя слова, выражающие пространственные отношения: внизу, вверху, слева, справа, впереди. Для того чтобы ребенку было легче учиться читать и писать шрифтом Брайля необходимо заниматься развитием мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка из пластилина, собирание мозаики, сортировка мелких предметов и др.). Для подготовки к школе важны коммуникативные навыки. Нужно стараться, чтобы круг общения ребенка не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением, а имел друзей среди зрячих людей. Ведь ему предстоит жить среди них, работать, общаться. Это огромная работа, но, она обязательно принесет свои плоды во время обучения в школе.

 

Вопрос: Как выбрать трость?

Ответ: При ориентировке в пространстве незрячие используют различные виды тростей: опорные и ориентирующие. Трости отличаются друг от друга материалом, из которого изготовлены (металл, стеклопластик, стекловолокно), длиной (в России выпускаются трости от 800м до 1300м), формой ручки и наконечника, а также конструкцией. По конструкции трости бывают цельные и складные. Наиболее удобной для ориентировки незрячего в большом пространстве является длинная трость.
Основным критерием подбора трости является рост человека. Длинная (ориентировочная) трость по размеру должна доходить до середины грудной кости или быть на 50 см меньше роста человека. Именно такая трость даёт информацию на два шага вперёд и большую уверенность при передвижении. Слишком длинная трость неудобна так как приходится прилагать усилие для её координации, к тому же она может мешать другим прохожим. Слишком короткая трость не дает достаточно времени на реакцию, так как позволяет ощупать только то, что находится непосредственно у ног незрячего человека, поэтому он вынужден двигаться медленно и с опаской. Опорная трость по размеру должна доходить до талии. При этом следует учесть, что:

а) в размер трости входит общая длина стержня и ручки, не включая длины крючка или тесьмы, предназначенных для того, чтобы повесить трость на вешалку;

б) при подборе трости учитываются и другие индивидуальные особенности инвалида по зрению: функциональное зрение, пол, возраст, скорость ходьбы и реакций, характер и др. Так, например, темпераментного человека, передвигающегося быстро, короткая трость не способна предупредить об опасности, а для спокойного, неторопливого незрячего может подойти трость короче, чем принята в норме;

в) трости для ориентировки в пространстве должны быть лёгкими, прочными, изготовленными из металла или стеклопластика, иметь удобную форму ручки и наконечник, обеспечивающий хорошее скольжение и звучание.

Привыкнув к одной трости, трудно привыкнуть к другой. Поэтому незрячему, не имевшему опыта ходьбы с тростью, надо с самого начала подобрать удобную для него трость, показать, как нужно держать трость, чтобы не уставала рука и сохранялась правильная осанка. В этом опять необходима помощь семьи, члены которой на первых этапах хождения незрячего с тростью будут сопровождать и помогать ему в освоении этих навыков.

 

Вопрос: Обязательна ли зрительная гимнастика?

Ответ: Зрительная гимнастика имеет большое влияние на профилактику глазных болезней и снятие зрительного напряжения. Гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Она проводится несколько раз в день в течение 3-5 минут: индивидуально, перед, после и во время занятий, на прогулке.

 

Вопрос: Какую зрительную гимнастику можно провести в течение урока?

Ответ: Помогут снять напряжение и усталость глаз следующие упражнения, которые можно выполнять в течение 5 минут.

1. Интенсивно потереть ладони, чтобы они стали теплыми, после чего закрыть глаза ладошками и посчитать до 15-ти.

2. Быстро поморгать, потом сильно зажмуриться, затем максимально широко раскрыть глаза и медленно закрыть. Выполнить 3-4 раза.

3. Посмотреть вдаль на точку, досчитать до 3х. Затем свести глаза и посмотреть на кончик носа, снова посчитать до 5-ти. Выполнить 6-8 раз.

4. Движение глазами: вверх – направо, вверх - налево, вниз – направо и вниз - налево. Выполнить 3-4 раза.

5. «Рисовать» пальцем в воздухе и следить за ним глазами.

6. Круговое вращение глазами. Выполнить 6 раз в левую сторону и 6 раз в правую.

7. Часто поморгать, потом зажмуриться, распахнуть широко глаза и медленно прикрыть. Выполнить 3-4 раза.

385017, Республика Адыгея
г. Майкоп, 2-я Крылова, 2
Режим и график работы:

понедельник – пятница 8.30 – 18.00

Интернат: понедельник – пятница, круглосуточно

Тел: 8(8772) 54-96-81 Факс: 8(8772) 54-88-36
 
Центр развития инклюзивного образования
Тел: 8(8772) 54-51-66
Режим и график работы Центра:

понедельник – пятница 9.00 – 17.00

 

Маршрутными такси №3, 4, 5, 12, 16, 26, 27.

Здесь вы можете задать вопрос директору нашей школы. 

vopros direktiru